April 24 2024 05:04:09
Навигация
· Главная
· Конференция
· Статьи
· Файловый архив
· Новости по темам
· Ссылки
· Связатся с нами
· Расширенный поиск
· Вакансии
Статьи по категориям:
Аналитика
Видеокарты
Звук и акустика
Игры
Корпуса и БП
Материнские платы
Моддинг
Мониторы
Носители информации
Ноутбуки и КПК
Оперативная память
Периферия
Софт
Процессоры
Системы охлаждения
Телефоны
Фотоаппараты
mp3 плееры
Акустика


Последние статьи
· Тестирование корпуса...
· Игра Bioshock – шок,...
· Фотоаппарат FUJIFILM...
· Вольтмод и тестирова...
· LeadTek GeForce 8400...
Новые файлы
Video Card Stability... 10221
RaBIT (ATI Radeon BI... 9262
PowerStrip 3.76 8469
nVidia Tray Tools 1.... 8842
nVHardPage SE 3.5 8568
NiBiTor (NVIDIA BIOS... 8500
GPU-Z 0.1.5 7909
aTuner 1.9.81 8006
ATITool 0.27 beta4 8248
ATI Tray Tools 1.3.6... 8323
Полезная информация:

В 1991 году Всемирная паутина стала общедоступна в Интернете, а в 1993 году появился знаменитый веб-браузер NCSA Mosaic.

Общее голосование
Пользуетесь ли Вы ноутбуком?

Да, без него сейчас никуда

Пользуюсь, но редко

Нету, но собираюсь приобрести

Нету, он мне и не нужен

Популярные загрузки
TweakRAM 5.8 buil... 15520
Video Card Stabil... 10221
A64Tweaker v0.6 9698
CoreTemp 0.94 9635
CPUCooL 7.3.6 9424
MemTest 3.5 9365
RaBIT (ATI Radeon... 9262
MemMonster 4.65 9162
RivaTuner 2.0 RC 16 9134
MemOptimizer 3.0.1 9133
RSS News
Рекомендуем:
Экстремальный разгон Palit x1600Pro или “Роковые 900 мегагерц”.
Автор: DarthEx

Мини-вступление.

Ни для кого не новость, что среди видеокарт x1600Pro особой популярностью пользуются изделия от Palit. Завышенные частоты(575/1000 и 575/1300 для Golden Edition), память типа DDR3, а также низкая цена делают их выбором экономного оверклокера. А цена их находится в районе 100-110у.е., что заметно ниже средней цены на 6600GT(130-140у.е.) Мне посчастливилось заиметь одну из таких вещиц – Palit x1600 с частотами 575/1000 в обмен один на один на свою старую видеокарту – MSI NX6600GT. Карта попала ко мне в OEM-комплектации с тремя дисками и шнурком S-Video.

Здесь, как обычно, должно последовать описание видеокарты, но его не будет, т.к. на страницах сайта всё уже не раз написано до меня, да и статья собственно не об этом. Забегая вперёд, скажу, что по вышеприведённой причине не будет и разъяснений по поводу вольтмодов в стиле “что и куда паять “ или “что и где замерять “ – всё это уже неоднократно описывалось в статьях и обсуждалось в форуме – не считаю нужным повторяться.

Разгон? Разгон…Разгон!

Итак, первая двухчасовая проверка на разгон выявила стабильные частоты 675(!)/1233 – и это без каких либо модификаций и вольтмодов! В этом месте, для тех, кому интересно, я приведу ссылку на моё сообщение в форуме про первые впечатления от покупки, а также сравнение Palit x1600Pro(675/1233) с MSI6600GT(560/1140), хотя данные этого сравнения присутствуют и в сегодняшней статье. Спустя некоторое время, я заменил термопасту на ядре на АлСил3 и резиновую прокладку под креплением с обратной стороны платы на аналогичную потолще, тем самым усилив прижим кулера к ядру. В итоге – стабильными частотами без вольтмодов стали 705/1233.

Да, забыл написать – чип 53 недели ‘05, память - Samsung 25 недели ’05(маркировка K4J55323QF-GC20).

Ах, это сладкое слово - Экстрим…

Для тех, кто не ходил по ссылке выше, вкратце скажу, что вольтмод видеокарты я делал практически сразу после покупки – получил стабильных 722Mhz по чипу при напряжении ~1.55v. Вольтмод был карандашный и больше 1.55v начёркать не удалось . В то время меня отпугнул ужасный нагрев радиатора системы охлаждения и видеокарты в целом(тогда девайс ещё не подвергался абсолютно никаким модификациям, даже описанным в предыдущем абзаце). Решено было отложить эксперименты с вольтмодами до лучших времён, т.е. получается, до сегодняшнего дня.

Первым делом было решено сменить стандартный кулер на что-нибудь более увесистое. Выбирать было из чего - процессорные Titan D5TB-TC, Titan CU5TB и Zalman VF700AlCu, взятый специально для тестов у знакомого. Были и другие варианты, но по моему мнению внимания заслуживают только три приведённых выше. Выбран был естественно Zalman, т.к. никаких заморочек с его установкой и креплением нет, в отличие от обоих Титанов. Оперативно приладил, припаял резистор для вольтмода ядра и погнал. Отмечу, что использовался очень точный(а также и довольно дорогой) высокооборотистый подстроечник серии ВП (с отклонением 0,1% против 10-15% у стандартных) – с его помощью, при желании, вполне реально выставлять напряжения с точностью до тысячных вольта, что может пригодиться, например при вольтмодах памяти, где порой многое зависит именно от этих тысячных. Не буду расписывать весь процесс, скажу сразу - максимум, что удалось выжать – 792Mhz по чипу при 1.671v, на 802MHz начинались артефакты в марках, при 820 - банальные зависания в следствии перегрева(в комнате было 27 градусов, но вполне возможно, что был плохо прижат Залман, хотя он был действительно горячим). Также была проверена промелькивающая информация про возможное падение разгона памяти при вольтмоде ядра. Проверил – разгон памяти действительно упал – аж на целых 9Mhz . Итог – 792/1224 стабильной, безглючной работы и ~6380 в 3D Mark05, казалось бы - вот оно счастье…Но мысль “быстрее, больше, сильнее” не оставляла меня. Конечно, уже тогда я понял, что мне попалась очень удачная в плане разгона чипа видеокарта.

Что касается разгона памяти – её вольтмод до 2.093v(по стандарту там было ~1.98v) дал смешные +30Mhz и бешеное тепловыделение всего, что связано с памятью и её питанием, поэтому возиться с ней посчитал нецелесообразным и вольтмод был убран.

После этого я вспомнил, что залмана у меня не будет уже к вечеру и надо устанавливать что-то из оставшихся двух вариантов. Выбор естественно пал на CU5TB – этот медный монстр неплохо справляется с охлаждением совсем не холодного Sempron64 2700Mhz(1.6v), что уж говорить о видеокарте, с детскими частотами ядра вроде 750-800Mhz. Скажу, что рядом с этим Титаном, Залман смотрится едва ли не малышом .

Путем долгих изобретений разнообразных креплений и последующей установкой этого кулера на видюху, я продолжил эксперименты, предварительно наклеив радиаторы на все, что греется на видеокарте. В первую очередь броню получили стабилизаторы питания – нагреваются они при вольтмоде совсем не по-детски; память тоже обзавелась своими мини-доспехами, сделанными из распила кулера SocketA. После всех этих манипуляций видеокарта оставалась еле тёплой после часа 3DMark05 на частотах 807/1224 при напряжении на ядре 1.692v. Казалось бы – куда уж дальше? Здесь я должен был остановиться, т.к., приступая к вольтмоду, была поставлена задача дойти до стабильных 800Mhz по ядру, что и было успешно сделано.

Но, как всегда хотелось достичь большего, ещё…ещё немножко. В итоге это “немножко” затянулось ещё на полтора часа….1.72-820..1.75-840..1.78-855…с каждым поворотом регулятора переменного резистора, перед глазами представала всё более высокая производительность в играх, а в голове просчитывалась сумма, сэкономленныая на покупке.. В процессе было замечено, что увеличение частоты PCI-E заметно помогает разгону, причём чем больше напряжение на ядре, тем большая частота PCI-E требуется. Попутно с увеличением частоты ядра сначала вернулся разгон памяти, а потом даже немного вырос до 1251, хотя возможно увеличение частоты памяти обусловлено установкой радиаторов на неё и мосфеты. Таким образом, маленькими шажками по 5-10, а то и вовсе 1-2Mhz, разгон вырос до 896Mhz по ядру при напряжении 1.849v, частоте PCI-E 145Mhz(что интересно на номинале видеокарты частота PCI-E в 145Mhz была недосягаема, глюки начинались уже при 125-127Mhz) и приоткрытым на всякий случай окном(вообще, в этом не было необходимости – Titan CU5TB справлялся со своей задачей на отлично – видюха под нагрузкой была в меру горячей, если не сказать тёплой, на ощупь 40-50гр, т.е. руку держать на основании радиатора можно сколько угодно). На частоте 898-уже проскакивали глюки в Обливионе, на 902 работала, но крайне нестабильно(сбрасывался разгон). Но на этих частотах(896/1251) видеокарта сохраняла полную стабильность и я провёл полный комплекс тестов(см. ниже).

Итоговый разгон относительно номинала – 56% по ядру и 26% по памяти, относительно разгона без модификаций – 32% и 1.5% соответственно. Также выявилась полная зависимость частоты чипа от подаваемого на него напряжения и, естесственно, охлаждения. Т.е. при условии лучшего, например, водяного или даже фреонового охлаждения, частота чипа легко могла бы достигнуть 1Ghz при напряжении скорей всего даже меньше 2-х вольт, а возможно и не смогла бы….Почему? Читаем ниже.

Гори-гори моя звезда или OverVolt.

И вот, радостно предвкушая тот самый момент, когда будет взят психологический рубеж в 900Mhz при предполагаемом напряжении около 1.86-1.87v я повернул регулятор переменника. Мультиметр отзывчиво показал нужные мне 1.872v… загрузка системы… запуск RivaTuner…перетаскивание ползунка вправо на 7Mhz . Затем нажатие на Test и….и….ну же…...Заветные 903Mhz я так и не увидел, а вместо этого передо мной предстал чёрный экран с красно-жёлтой рябью по бокам, сопровождаемый непрерывным писком динамика системного блока, а также душераздирающим криком внутреннего голоса где-то там, глубоко в груди…Нажатие на reset ни к чему не приводило, выключение/включение компьютера тоже…С замершим сердцем и неописуемыми простыми словами ощущениями я сидел, тупо уставившись в глубину этого бездонного чёрного 17-ти дюймового экрана ….

….Вытащив видеокарту из корпуса и основательно осмотрев её, не обнаружилось никаких внешних повреждений или оплавленных элементов. На ощупь всё теплое, но не более. Снял систему охлаждения – с чипом тоже всё нормально…Не буду описывать все попытки завести систему, скажу проще: никакие танцы с бубном в надежде вернуть видеокарту с того света успехом не увенчались…

...А ведь звезда была так близко…

Тесты, как же мы их любим…

Как уже говорилось ранее, перед самой кончиной видеокарты удалось провести ряд тестов на частотах 896/1251.
Буду сравнивать с тестами 6600GT 560/1140 и x1600Pro с разгоном без модификаций - 675/1233, которые я провёл ранее на этой же тестовой системе, а также x1600Pro с частотами по дефолту – для сравнения прироста от разгона.

Тестовая система:
  • AMD Sempron64 2800+ @2706 MHz 1.58v ( 8*338, Palermo-E6) Titan CU5TB Modded(2800rpm)
  • Epox 8NPA7i (HT-3, PCI-E 120-145Mhz)
  • 2x512Mb Hynix D43-DT PC3200@270Mhz 2.5-3-3-12-1T 3.24v
  • MSI NX6600GT 560/1140(Infineon 2.0)
  • Palit x1600Pro 575/990(DEF)
  • Palit x1600Pro 675/1233(NoMod)
  • Palit x1600Pro 896/1251(x1600ex CU5TB_Edition~3200rpm)
  • Western Digital WD800JD SATA
  • PSU FSP-350PN

    Остальное к тестированию отношение имеет весьма отдалённое.

    WindowsXP Pro x64_SP1 настроена на макс быстродействие. Драйвера ForceWare 84.21 и Catalyst 6.4 настроены на качество, все оптимизации включены.

    В конце каждого теста я буду приводить процентный прирост производительности относительно дефолта(дальше-DEF)-575/990 и относительно стандартного разгона без модификаций(дальше-NoMod)-675/1233. Результаты тестов на частотах 705/1233 приводить не стану, поскольку разница с 675/1233 не такая уж и большая, чтобы загромождать ими графики, да и в рамках статьи это особо ни к чему.

    F.E.A.R


    Профиль в игре High Quality 1024x768, Анизотропка 4, встроенный тест:





    Профиль в игре High Quality 1024x768, Сглаживание 2, Анизотропка 4, встроенный тест:





    Видим прирост от разгона относительно DEF – 44% и 25% относительно NoMod.
    Прирост от разгона с изпользованием АА относительно DEF – 43% и 15% относительно NoMod.
    А ещё видим двухкратное преимущество над 6600GT в режиме с AA даже простой разогнанной x1600Pro.

    Splinter Cell –Chaos Theory

    Всё на макс, 1024x768, Анизотропка 4.



    Прирост - 36% относительно DEF и 20% относительно NoMod.

    Quake 4


    Собственно записанное демо.
    Профиль в игре High Quality, Анизотропка 4.



    Профиль в игре High Quality, Сглаживание 2, Анизотропка 4.



    Наблюдаем прирост 20% относительно DEF и 10% относительно NoMod.
    Со сглаживанием – 27% относительно DEF и 21% относительно NoMod.
    Обратите внимание, что при экстремальном разгоне x1600 пусть немного, но всё-таки выигрывает у 6600GT, и это в игре, заточенной под nVidia-карты.

    Need For Speed – Most Wanted (Вер 1.3)


    Полутораминутная поездка по индустриальному округу с максимальным соблюдением маршрута и условий. Замерялось Fraps’ом.

    В игре всё на макс, кроме полосок сглаживания и фильтрации, 1024х768, Сглаживание 2 и Анизотропка 4 форсировались в драйверах.





    В игре всё на макс, кроме полосок сглаживания и фильтрации, тени на минимум, 1280x960, Сглаживание 2 и Анизотропка 4 форсировались в драйверах.





    По отношению к DEF наблюдается 36% прирост с тенями и 33% прироста без оных..
    Относительно NoMod видим 20% с тенями и 13% без. Опять обращаем внимание на выигрыш x1600ex в режиме с тенями, а ведь в отличие от 6600GT он не использует всяких примочек вроде UltraShadow. Тестирование со статичными тенями проводилось как раз для того, чтобы исключить влияние UltraShadow, что должным образом и отобразилось на результатах.

    TES IV: Oblivion

    Четыре сохранённых места – самые тяжёлые в графическом плане места в игре, что я смог найти. В игре всё на максимум кроме Distant Land – off, Self Shadows - off , 1024x768, HDR on, Pixel Shaders 3 on, все отражения на воде включены. Здесь я буду приводить процентный прирост производительности в каждом тестовом месте.
    Тестовое место 1 - Конюшня рядом с главным городом:



    Прирост относительно DEF – 82%, относительно NoMod – 44%.

    Тестовое место 2 - Great forest, вокруг очень много деревьев и травы(Самое тяжёлое для 6600GT место – едва ли не слайдшоу :



    Видим 108%(!!) прироста относительно DEF и 56% относительно NoMod, а также 257%(!!!) прироста в сравнении с 6600GT в разгоне . Вот что творят 5-ть вершинных конвейеров на частоте 896Mhz!

    Тестовое место 3 - город Cheydinhal:



    Прирост от разгона – 75% относительно DEF и 40% по сравнению с NoMod.

    Тестовое место 4 - В пещере недалеко от главного города с зажжённым факелом в руке:



    Наблюдается преимущество в 51% относительно дефолта и 33% по сравнению с простым разгоном.

    По поводу Обливиона скажу, что на экстремально разогнанном x1600 комфортно играть можно с абсолютно всеми наворотами, в том числе и Distant Land, имея при этом в среднем 25-30кадров на природе, 25-35 кадров в городах и 60-80 кадров в помещениях (говорю это с полной уверенностью, т.к. я успел поиграть на этих частотах около 40 минут и успел пройти пару квестов). Даже в одном из самых тормознутых мест – Imperial City Waterfront, FPS не отпускается ниже 24, в этом же месте 6600GT показывал 9 кадров с отключенным Distant Land.

    3DMarks






    Настройки по дефолту, в драйверах – макс производительность.

    Видим прирост 30% относительно DEF и 22% в сравнении c NoMod в Mark03.
    В Марке 2005 наблюдается похожая картина – 40% в отношении к DEF и 20% относительно NoMod.

    Планировалось также использовать 3DMark01SE, но первый же его прогон показал разницу всего в ~1100 попугаев между 675/1233 и 896/1251 ввиду сильной процессорозависимости этого бенчмарка (6 лет всё-же). Существенная разница была заметна только в Нэйчере -181fps и 204fps, почти все остальные тесты упёрлись в “слабую” подсистему процессор-чипсет-память уже на частотах 675/1233.

    Общие выводы по тестам.

    Глядя на результаты, видим как правило 35-45% прирост относительно номинала и в среднем 20% относительно видеокарты, разогнанной стандартными средствами. Это касается всех игр сегодняшнего тестирования за исключением одной….Да, да, вы наверное уже и сами догадались какой – речь конечно же про Oblivion. В этой игре экстремально разогнанный x1600 местами в два(!) раза лучше самого себя на номинале или в полтора раза лучше, чем с разгоном на стоковом охлаждении… Честно говоря, для меня загадка, каким образом видеокарта с частотой ядра большей на 32%(Именно на столько 896 больше 675), при практически равных частотах памяти, может показывать преимущество в 44% и тем более в 56%...Я проводил тесты, несколько раз меняя частоту – результат оставался неизменным… .
    В Oblivion также порадовало двух-трёх кратное преимущество над 6600GT .

    Заключение.

    Если вы дочитали до этого места, то скорей всего нашли в статье что-то интересное, чему я искренне рад… О том, что же стало причиной смерти видеокарты, остаётся только гадать – температурный режим был в норме, возможность замыканий была полностью мной исключена, все условия для разгона были более чем благоприятные. Одну из возможных причин я знаю – это те самые 0.023вольта, то самое “ещё чуть-чуть”, которого мне не хватало для преодоления психологической планки в 900Mhz и установления душевного оверклокерского покоя…Вторая возможная причина – локальный перегрев одного из элементов на печатной плате или же выход из строя одного из резисторов на подложке чипа. Как бы там ни было это узнать уже никогда не суждено. С другой стороны сложно описать то огромнейшее удовольствие и массу разнообразных эмоций , которые я получил от самого процесса модификации и разгона видеокарты, а отрицательный опыт – тоже опыт. Да и разгон видеокарты стоимостью 100 $ как минимум до уровня производительности 6800GS или x850xt с вдвое большей ценой не может не радовать.

    Вывод прост – нужно уметь вовремя нажимать на педаль тормоза, чтобы не влететь в бетонную стену, причём нажимать надо так, чтобы полностью остановиться в долях сантиметра от неё...

    P.S. Пишу эти строки сидя на старенькой S3 Trio3D PCI с жутким качеством изображения и странным, очень похожим на реальность ощущением, что монитор протёрли мелкой наждачкой . В этом есть и плюсы – у меня появилось время для написания данной статьи, пока я дожидаюсь ответа из сервисного центра, куда видеокарта отнесена по гарантии. На сей раз возьму наверное Palit x1600Pro Golden, который ровно на три бакса дороже этой . Вряд ли разгон по ядру будет таким же, такое везение бывает нечасто, но, думаю, что разгон 1.4нс памяти это хоть как-то компенсирует. По поводу того, буду ли я делать экстремальный разгон, ответ однозначный – ДА. Даже будучи наученным горьким опытом, рассказ о котором изложен выше, я всё равно точно знаю – интерес и желание возьмут своё…


    Обсудить статью в конференции
  • Рейтинги
    Рейтинг доступен только для пользователей.

    Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

    Нет данных для оценки.
    Авторизация
    Логин

    Пароль



    Забыли пароль?
    Запросите новый здесь.
    Сейчас на сайте
    · Гостей: 2

    · Пользователей: 0

    · Всего пользователей: 933
    · Новый пользователь: Oliverk48
    Рекомендуем

    Время загрузки: 0.03 секунд 10,734,496 уникальных посетителей