В 1979 г. по заказу NASA Вильям Могридж (компания Grid Systems) создал первый в мире ноутбук Grid Compass (оперативная память 340 Кб, процессор Intel i80x86 с тактовой частотой 8 МГц, люминесцентный экран).
|
|
|
Обзор и вольтмод Asus EN8800GTS 320Mb |
|
Автор: Fa11en
Введение
Проникновение новых технологий в нашу жизнь всё стремительнее и стремительнее. Оглядываясь назад, можно услышать только отголоски старого прошлого. Порой это приятно и хочется вернуться, но мы и есть этот прогресс и обычно обратной дороги нет. Надо покорять и изобретать.
В создании нового всегда присутствует опыт от старого и на основе этого создаётся новое изобретение. Это имеет место и в сфере компьютерных технологий. А если речь зашла о компьютерах, то это в первую очередь касается наших читателей, которые являются своего рода первооткрывателями. Т.к. у этого контингента людей присутствует стремление что-либо улучшить, добавить гармоничности в какое-либо изделие. Но в начале идёт его создание и разработка. Над созданием трудятся люди, которые посвящают свою жизнь только этому и больше не чему. С одной стороны это не правильно, но с другой, без этого никак. После создания, изделие попадает к нам в руки и тут начинается самое интересное.
Одно из таких «изделий» попало и мне в руки. А если говорить точнее, то изделие производства компании NVIDIA, а, как известно, этот производитель славится видеоадаптерами и чипсетами. В моём случает это видеоадаптер последнего поколения.
Упаковка и комплектация Asus EN8800GTS 320Mb
Карта поставляется в красочной коробке внушительных размеров, которым позавидовал бы любой иной девайс:
коробка
С лицевой стороны изображён персонаж с известной игры Tom Clancy’s Ghost Recon Advanced Warfighter. Также, при детальном осмотре, можно получить информацию относительно содержимого. К плюсам упаковки, можно отнести наличие рекламного листа:
коробка
В нём указываются достоинства карт от NVIDIA, а в частности, использование новейших технологий в обработке видео и работа в 3D приложениях.
Внутри всё аккуратно уложено. Видеокарта помещена в форму из теплоизоляционного материала и занимает скромное место сбоку. Остальные же пустоты занимает довольно богатая комплектация:
комплектация
Переходник питания 2хMolex -> 6-pin PCI Express
Переходник DVI-I -> D-Sub
Универсальный разветвитель YPbPr/Composite
Краткое руководство по установке SpeedSetup
Кейс для компакт-дисков из искусственной кожи
CD с фирменными драйверами и ПО Asus
CD с полной мультиязычной версией руководства пользователя
DVD с игрой Tom Clancy’s Ghost Recon Advanced Warfighter
DVD с игрой GTI Racing
CD с тестовым пакетом FutureMark 3DMark06
Производитель не поскупился и поместил даже чёрную папку для хранения дисков, что весьма радует. Также, к достоинствам можно отнести наличие двух DVD игр: Tom Clancy’s Ghost Recon Advanced Warfighter, GTI Racing и CD диск с тестовым пакетом FutureMark 3DMark06. Так что приобретатель данной карты может не только опробовать новую видеокарту в игровых приложениях, но и лично убедиться в её производительности в популярном 3DMark.
Описание адаптера.
Взяв карту в руки, хочется отметить её немалый вес из-за громоздкой системы охлаждения. PCB Asus EN8800GTS, совершенно идентичен стандартному дизайну:
карта спереди
карта сзади
На кулере можно увидеть всё того же спецназовца из известной игры. Сам пропеллер может похвастаться наличием голографической наклейки компании производителя.
Видеокарта наделена PCI-Express x16 интерфейсом и имеет разъёмы: два цифровых выхода Dual link (с поддержкой высоких разрешений), а также TV-выход:
торец
Из фото можно понять, что акселератор занимает два слота расширения, а толщина самой карты 39мм, так что желательно обладать вместительным корпусом.
Удалив пластиковый кожух с системы охлаждения, то наблюдаем достойную работу инженеров NVIDIA:
Без кожуха
Радиатор основан на эффективной технологии тепловых трубок, а также можно разглядеть вентилятор турбинного типа.
Сняв систему охлаждения, можно провести более детальный её осмотр:
кулер
Кулер крепится 10ю винтами: 8 на задней стороне платы, 2 со стороны выходов. К конструктивным особенностям кулера можно отнести: наличие одной тепловой трубки, медного основания, а также большое количество алюминиевых пластин. Хочу отметить чрезмерное количество термопасты, нанесённой для охлаждения GPU, а также не плотный прижим радиатора к чипу (возможно только у этого экземпляра). Также, можно наблюдать наличие тканевых термопрокладок, которые применяются для охлаждения памяти и элементов питания.
Без системы охлаждения карта выглядит так:
карта без охл.
Громоздкий кулер скрывает наличие огромного количества микроэлементов. Видеоадаптер имеет 10 чипов памяти, и они распаяны с лицевой стороны. В глаза бросается огромных размеров GPU, который имеет довольно серьёзную защиту от повреждений. Помимо этого видеокарта оснащена микросхемой NVIDIA NVIO и располагается в левой части платы у её выходов. Также распаян динамик, который будет предупреждать вас о неправильной работы адаптера (к примеру, если забыли подключить доп. питание). Адаптер наделён 6ти пиновым дополнительным питанием.
Графический процессор G80 ревизии A2 выпущен на Тайване на 47-й неделе 2006 года:
GPU
Частота графического процессора составляет референсные 513 MHz. 96 унифицированных шейдерных процессоров функционируют на частоте в 1188 MHz. GPU выполнен по 90нм техпроцессу с 681млн. транзисторами внутри.
Видеопамять стандарта GDDR3, производства компании Hynix имеет номинальное время доступа 1.1 нс:
Mem
Эффективная частота работы видеопамяти составляет 1600 MHz, а её ширина равна 320 бит. Маркировка микросхем – HY5RS573225A FP-1.1. Частоты работы видеопамяти и графического процессора для 2D- и 3D-режимов одинаковы.
По умолчанию карта работает на частотах 513/1600 MHz. Если исходить из того, что память у нас 1.1ns, то гарантированная её работа на частоте 1800MHz.
Температурные показатели видеокарты без разгона, такие:
max t (513;1600)
Tgpu min. - 52°C, Tgpu max. - 62°C
Без каких либо модификаций и замены системы охлаждения разгон по GPU составил 648(1512) MHz, а по памяти – 2000 MHz. Чип порадовал своей стабильностью при таком значении, а память не огорчила.
Имея такие частоты, можно проанализировать и температурные показатели в разгоне:
max t (643;2000)
Довольно неплохо, даже замечательно. Но это было только на тот момент. На следующий день температура в помещении поднялась на отметку 30°С (до, было 24°С). Это значит, что непосредственно вольтмод придётся кое-где урезать.
Разгон и вольтмод карты ASUS EN8800GTS 320Mb.
Вольтмод ASUS EN8800GTS 320Mb DDR3 делается также же, как и на референсных картах GeForce 8800GTS. Описание вольтмода было опубликовано на сайте VR-Zone.
Но при изучении PCB, мною были обнаружены кое-какие особенности, которые автор не раскрыл.
По умолчанию на GPU подаётся значение 1.27V, а на память - 1.87V.
Над питанием GPU трудится микросхема Primarion PX3540BDSG. Ясно, что к ногам микросхемы не припаять подстроечное сопротивление, т.к. ноги очень малы. Для поднятия напряжения ядра, потребуется переменный резистор на 500Ом. Припаиваем одну ногу переменного сопротивления к резистору указанному на рисунке, а другую к «земле» выставив сопротивление припаиваемого на максимум.
Также имеется резистор для понижения напряжения с маркировкой 70В, его номинал равен 4,26кОм. На этом резисторе можно применить метод «стирания», т.е. надо взять какой-нибудь небольшой острый предмет и путём стирания резистора повысить его сопротивление. Повысив сопротивление резистора, тем самым вы повысите напряжение чипа. Возможен случай замены его на резистор с большим значением. Ясно, если это делать не аккуратно, то возможен случай потери гарантии.
Voltmod GPU
Питание для памяти обеспечивает стабилизатор 6549CBZ. Потребуется переменный резистор на 10-20кОм. Припаиваем переменное сопротивление к 4й и 12й ногам стабилизатора. Или можно воспользоваться карандашным методом на резисторах указанных на рисунке:
Voltmod Mem
Точки мониторинга напряжений даны на этом рисунке:
Monitoring
Для удобства вольтмода, привожу таблицу значений для памяти:
Таблица Mem
К сожалению, не имею возможности предоставить данные по вольтмоду ядра, т.к. не располагал на момент написания статьи должным охлаждением, которое смогло бы охладить такого монстра как 8800GTS. А при стандартном охлаждении чип нагло и стремительно грелся.
В итоге вольтмода были достигнуты частоты: 648(1512)/2200.
Определение оптимального значения Shader Domain и таймингов.
Если рассматривать референс карт 8800GTS, то значение Shader Domain у них составляет 1188MHz. Его увеличение способствует немалой прибавке производительности. Но для этого нужно хорошее охлаждение и вольтмод GPU.
Конкретно в нашем случае значение шейдерного домена удалось повысить до отметки 1242, что маловато. Всему виной резкое повышение температуры окружения, ну и отсутствие более эффективного охлаждения.
Тайминги по умолчанию у ASUS 8800GTS 320Mb DDR3, такие:
Timing до
После проведения различных подборок стабильность возникла при следующих значениях:
Timing после
Результаты не поражают, но кое-какую производительность мы приобрели.
Тестирование
Тестирование проходило при следующей конфигурации компьютера:
EPoX MF4 Ultra-3 (Socket AM2, nForce4 A3 + MCP, BIOS 12/22/2006)
Athlon64 X2 3600+ @ 3002MHz (1.40V, Socket AM2, 2x512KB L2)
TT BT CPU Cooler
Hexon PC-5300 DDR2-667@ 750MHz 2x512Mb (4-4-4-12,1T; 2.2V)
FSP Epsilon 550W
Система безкорпусная. Температура воздуха в помещении cоставляла +30°С.
Операционная система и драйверы:
Windows XP Pro Service Pack 2
DirectX 9.0c (Apr2007)
NVIDIA ForceWare v158.22
Настройки драйвера NVIDIA ForceWare:
Intellisample Settings: High Quality
Trilinear Optimization: Off
Anisotropic mip filter optimization: Off
Anisotropic sample filter optimization: Off
VSync: Always Off
Тестирование проводилось с помощью известных бенчмарков:
3DMark03 v3.6.0 – 1024x768, NoAA/NoAF
3DMark05 v1.2.0 – 1024x768, NoAA/NoAF
3DMark06 v1.0.2 – 1280x1024, NoAA/NoAF
И игр:
Condemned - Criminal Origins v1.0, разрешение 1024х768 |1280x1024, максимальное качество графики. Снятие FPS в помещении насыщенном объектами и светом:
Condemned
The Elder Scrolls IV: Oblivion v1.1.511, разрешение 1024х768 |1280x1024, максимальное качество графики, bloom effects, distant rendering. Снятие FPS в лесистой местности:
Oblivion
Two Worlds v1.10, разрешение 1024х768 |1280x1024, максимальное качество графики. Снятие FPS в лесистой местности:
Two Worlds
Настройки в тестовых пакетах 3DMark не изменялись и были оставлены по умолчанию, а в играх были установлены на максимальное качество как с разрешением 1024х768, так и с 1280х1024.
Если говорить конкретно о тестах в игровых приложениях, то в игре Condemned - Criminal Origins использовался участок в первом уровне игры. Он был выбран потому, что там присутствует лучи света с окон, которые существенно влияют на производительность, а также много разбросанных объектов по периметру участка. В игре The Elder Scrolls IV: Oblivion, снятие FPS проходило около имперского города в густо растущем лесу. Тоже самое относится и к игре Two Worlds, которая способна серьёзно нагрузить видеокарту.
Замер FPS в играх проводился с помощью утилиты FRAPS v.2.8
3d mark 2003
3d mark 2005
3d mark 2006
Результаты в 3DMark 2003 и в 2006 вполне закономерны, т.к. эти бенчмарки не сильно требовательны к производительности процессора. А если рассматривать 3DMark 2005, то тут видна нехватка процессора. Уже по этим результатам можно сделать предварительное заключение, что если вы решились приобрести видеокарту GeForce 8800GTS/GTX, то стоит позаботиться о наличии производительного процессора.
Condemned FPS
В довольно популярной игре Condemned, которая создана на движке FEAR, можно наблюдать существенный прирост от разгона. В больших разрешениях игра также показывает ожидаемые результаты.
TES4 OblivionFPS
Лучший графический движок в игре TES4: Oblivion не перестаёт удивлять. Если в игре Condemned при изменении разрешения мы наблюдали падение в 20 FPS, то в рассматриваемой игре TES4 без разгона видеокарты эта разница составляла 5-6 FPS, а при разгоне всего 2-3 FPS. Возможно, в этом опять-таки виноват процессор.
Two WorldsFPS
В недавно появившейся игре Two Worlds повторяется картина, что и с Oblivion, но она более выражена - до разгона разнится 6-7 кадров в секунду, а с разгоном 1-2 кадра.
Подводя окончательный итог, можно сказать, что для полной отдачи вашей карты в играх и в тестовых пакетах, вам нужен производительный процессор (желательно разогнать), хороший блок питания (не менее 450W с хорошими токами), а также толстый кошелёк для всего перечисленного.
Заключение.
Рассмотрев очередное творение от компании NVIDIA, можно сказать, что оно достойно называться самым производительным в последнем поколении видеокарт. Т.к. все достижения, которые были сделаны инженерами компании за последние годы, реализованы в данной серии и это заметно без сомнения. К недостаткам можно отнести цену, т.к. некоторые модели линейки (GeForce 8600/8800Ultra) не стоят таких вложений, если исходить из их производительности.
От себя хочу добавить, что видеокарты GeForce 8800GTS/GTX, очень любят производительные процессоры и чем он мощней, тем производительнее будет ваша видеокарта. Жаль, что на момент написания статьи под рукой не имелось более мощного CPU, но и из имеющихся результатов можно делать более-менее основательные выводы.
Благодарности:
Огромную благодарность выражаю Gatecrasher за предоставленную видеокарту.
Обсудить статью в конференции |
Рейтинг доступен только для пользователей.
Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.
Нет данных для оценки.
|
|
|
Забыли пароль? Запросите новый здесь.
|
· Гостей: 3
· Пользователей: 0
· Всего пользователей: 933
· Новый пользователь: Oliverk48
|
|