К 1971 году была разработана первая программа для отправки электронной почты по сети, программа сразу стала очень популярна.
|
|
|
LeadTek GeForce 8400GS Vs Palit Radeon HD 2400XT Sonic |
|
Автор: Fa11en
Введение.
Каждый новый день преподносит человеку очередное количество «случайной», как полезной, так и бесполезной информации. Человек проводит анализ и пытается выбрать наиболее необходимое для себя, то, что поможет ему в дальнейшем. Иногда правильный выбор требует поиска дополнительного источника, который может ответить на тот или иной вопрос. Вопросы могут быть как незначительные, так и существенные, что зависит от типа людей. В результате всех действий человек приобретает некоторый опыт, который облегчает анализ и ускоряет поиск «нужного» из общего потока повседневной информации.
Обычно заинтересовавшись каким-либо вопросом, мы начинаем «рыться» в различных источниках. Но поиски омрачаются тем, что ненужной информации в этих источниках больше, чем необходимой. А если брать сферу компьютерной техники, где буквально каждый день появляются новые разработки, становится ясно, что без продвинутых знаний в этой сфере поиски могут привести к печальному исходу.
Возьмём, к примеру, новейшие продукты AMD в области графики, а именно видеокарты. На сегодняшний день серия видеокарт Radeon HD 2x00 (а в частности графический чип) является новейшей разработкой компании. При использовании этих видеокарт пользователи столкнулись с рядом проблем, большинство которых обусловлено "сыростью'' драйверов. На данный момент в Интернете не существует источников, где в одном месте была бы собрана информация по способам борьбы с данными проблемами, что существенным образом усложняет поиск.
В этой статье будут сравниваться видеокарты низших ценовых диапазонов – GeForce 8400GS – недавно появившееся на рынке творение Nvidia и Radeon HD 2400XT, который относится к новым разработкам компании AMD. Для любителей экстремального разгона отмечу, что будут рассмотрены вольтмоды карт.
Технические характеристики рассматриваемых видеокарт.
Прежде чем переходить к непосредственному рассмотрению адаптеров, привожу их технические характеристики:
Everest (картинка кликабельна)
У видеокарт 64-битная шина памяти, сама память объёмом 256Mb. Также присутствует поддержка DirectX v10.
Упаковка и комплектация LeadTek GeForce 8400GS.
LeadTek GeForce 8400GS поставляется в красочной картонной коробке с изображением трансформера на лицевой стороне.
Коробка спереди
Коробка сзади
С оборотной стороны коробки находятся основные параметры видеокарты, а также описание тех новшеств, которыми наделена данная карта. Внутри видеокарта надёжно фиксируется в картонную форму, что обеспечивает безопасную транспортировку.
Комплект поставки весьма скудный, но это не удивительно, если смотреть на то, что мы имеем дело с низшим ценовым уровнем.
Комплектация
- разветвитель с S-Video выхода;
- руководство пользователя на восьми языках (имеется русский);
- компакт-диск с драйверами видеокарты.
Честно говоря, я не понял, для чего производитель разбил мануал на несколько компонентов. Возможно, это было сделано для удобства использования.
Теперь внешне изучим саму видеокарту:
Карта спереди-8400GS
Карта сзади-8400GS
С первого взгляда видно, что карта имеет шину памяти 64bit, т.к. LeadTek 8400GS «обрезана» со всех сторон. Спереди и сзади адаптер плотно насыщен элементами, что может информировать нас о достойной системе питания. На карте распаяно 4 блока памяти (2 с лицевой стороны и 2 сзади) общим объёмом 256Mb.
Над охлаждением графического процессора трудится алюминиевый кулер сомнительной эффективности:
Кулер-8400GS
Поверхность кулера обработана плохо. Также хочу отметить криво приклеенную наклейку кулера с вырезом для циркуляции воздуха – мелочь, но всё же информирует нас о небрежности изготовления. Шум вентилятора минимален.
Видеокарта наделена PCI-Express x16 интерфейсом и имеет разъёмы: один цифровой выход, аналоговый выход и TV-выход:
Торец-8400GS
Из фото видно, что карта не займёт в вашей системе много места.
Сняв кулер и очистив GPU от термопасты, адаптер принял следующий вид:
Карта без сист. охл.-8400GS
В глаза бросается малых размеров графическое ядро, которое в свою очередь не наделено какой-либо защитой от скола, если не считать силиконовые подушечки на кулере. В текстолите карты проделаны всего лишь два отверстия для крепления кулера.
Графический процессор (по данным Everest v.4.10.1078Beta) G86GS ревизии A2 выпущен на о. Тайвань и датируется 20-й неделей 2007 года:
GPU-8400GS
Частота ядра (по данным мониторинга RivaTuner v2.02) составляет 459MHz, что на 9MHz превышает заявленную производителем. 16 унифицированных шейдерных процессоров функционируют на частоте в 918MHz. GPU выполнен по 80нм техпроцессу с 210млн. транзисторами внутри.
Видеопамять стандарта GDDR2, производства компании Hynix, имеет номинальное время доступа 2.5 нс:
Mem 8400GS
Эффективная частота работы видеопамяти составляет 800MHz, а её ширина равна 64 бит. Маркировка микросхем – HY5PS121621C FP-2.5. Чипы выпущены на 21й неделе 2007года.
По умолчанию карта работает на частотах 460/800MHz. Температурные показатели видеокарты без разгона в пике нагрузки, такие:
max t 460;800
Tgpu min. - 53°C, Tgpu max. - 65°С
Без каких-либо модификаций и замены системы охлаждения разгон по GPU составил 621MHz, а по памяти – 900MHz. Работа чипа в таком режиме была стабильной, память также сохраняла полную стабильность, хотя её разгон не впечатлил. Показатели температуры дали ясно понять, что, если вы планируете продолжать разгон, то стоит заменить систему охлаждения - Tgpu min. - 54°C, Tgpu max. - 68°С.
Разгон и вольтмод карты LeadTek GeForce 8400GS.
Перед тем как приступить к вольтмоду карты, я решил заменить систему охлаждения. Охлаждать GPU взялся модернизированный процессорный кулер компании IceHammer, который позволил «сбить» показания температуры до значений: Tgpu min. - 43°C, Tgpu max. - 47°С. Видеопамять грелась слабо и дополнительного охлаждения не требовала. В конечном итоге всё стало выглядеть так:
В сборе 8400GS
Вольтмод GPU
По умолчанию на графическое ядро подаётся значение напряжения в 1.24V, а на память - 1.83V. Значения напряжений одинаковы как для 2D режима, так и 3D. За напряжение питания GPU отвечает микросхема RT9259A. Для поднятия напряжения ядра потребуется переменный резистор на 10kОм. Припаиваем переменное сопротивление к ногам 4 и 12, которые указаны на рисунке, выставив сопротивление резистора на максимум. Или можно использовать менее надежный карандашный метод на резисторе R516 (642 Ом).
VGPU-8400GS
Мониторинг ведём с плюсовых ног электролитических конденсаторов, указанных на рисунке.
Ниже приведена таблица вольтмода GPU:
Таблица VGPU-8400GS
Разгон GPU LeadTek GeForce 8400GS прошёл гладко и результат довольно приличный. Поверхностная проверка на стабильность проводилась утилитой ATITool v0.27b2 и тестовым пакетом 3DMark '03 (использовался первый графический тест). Окончательная проверка на стабильность осуществлялась путём прогона тестовых пакетов 3DMark '03, '05, '06 и в играх.
Вольтмол mem
Питание для памяти обеспечивает та же микросхема, как и для GPU, т.е. RT9259A (производитель решил сэкономить). Потребуется переменное сопротивление на 20кОм. Припаиваем подстроечный резистор к 6й и 7й ногам стабилизатора. Или можно воспользоваться карандашным методом на резисторах R519 – повышение напряжения, R518 – для понижения.
VMem-8400GS
Мониторинг напряжения ведём с плюсовых ног электролитических конденсаторов, указанных на рисунке.
Ниже приведена таблица вольтмода Mem:
Таблица Vmem-8400GS
Результат вольтмода памяти меня порадовал. Не каждая DDR2 способна преодолеть рубеж в 1000MHz. Хочется отметить, что существенная прибавка производительности происходила при разгоне памяти, а не GPU. Методика тестирования памяти на стабильность осталась такой же, как и при тестировании GPU.
В итоге вольтмода были достигнуты частоты: 783(1712)/1030.
Определение оптимального значения Shader Domain и таймингов.
Значение Shader Domain у нашей карты по умолчанию - 918MHz. После разгона оно стало составлять 1712MHz. Путём перепрошивки БИОС удалось поднять это значение до отметки 1890MHz (т.е. прошиваем со значением 1100MHz).
Тайминги по умолчанию у LeadTek 8400GS выглядят так:
Timings do
Стабильно память заработала при следующих значениях:
Timings posle
Понижение таймингов впечатляет, но производительность возросла не на много.
Упаковка и комплектация Palit Radeon HD 2400XT Sonic.
С упаковкой и комплектацией видеокарты от Palit не столь хорошо, как мы могли наблюдать, рассматривая LeadTek GeForce 8400GS. Карта мне досталась в пузырчатом пакете, который достаточно хорошо защищает видеокарту от слабых ударов и от статического электричества. Внутри, кроме карты, был обнаружен диск с драйверами Catalyst v7.4 (которые карта не поддерживает).
Внешне карта выглядит так:
Карта спереди-2400XT
Карта сзади-2400XT
Из фото видно, что адаптер имеет текстолит красного цвета, что довольно частое явление для продуктов компании Palit. Отмечу то, что Palit Radeon HD 2400XT Sonic не имеет «обрубленного» дизайна, как у GeForce 8400GS, что в какой-то мере может дать надежду на 128bit шину. Ширина шины памяти у карт Radeon HD 2400Pro/XT только 64bit. PCB адаптера весьма скромный, что доказывает довольно большое количество пустых мест на плате.
Видеокарта наделена алюминиевыми радиаторами на чипах видеопамяти, а также алюминиевым кулером чёрного цвета:
кулер-2400XT
Кулер, который отвечает за охлаждение GPU, выполнен в виде приплюснутого цилиндра с прорезью для вентилятора. При запуске системы вентилятор шумит весьма слабо.
Видеокарта имеет разъёмы: один цифровой выход, аналоговый выход и TV-выход:
Торец-2400XT
Без системы охлаждения карта от Palit стала выглядеть так:
Карта без сист. охл.-2400XT
Виден GPU, который также относительно мал, но в отличии от LeadTek GeForce 8400GS он наделён защитой, что в какой-то мере может гарантировать целостность графического ядра при установке громоздких систем охлаждения. В текстолите проделано шесть отверстий для крепления охлаждения, два закрыты силиконовыми подушечками, которые в свою очередь служат дополнительной защитой от скола ядра.
Графический процессор (по данным Everest v.4.10.1078Beta) RV610, выпущен на 23-й неделе 2007 года:
GPU-2400XT
Частота ядра (по данным мониторинга RivaTuner v2.02) составляет 702MHz. Над обработкой графики трудятся 40 унифицированных потоковых процессоров. GPU выполнен по новейшему 65нм техпроцессу с 180млн. транзисторами на борту.
Основное отличие рассматриваемых карт – это наличие у HD 2400XT памяти GDDR3, производства компании Qimonda, которая имеет номинальное время доступа 1.4 нс:
Mem-2400XT
Хочу отметить, что эффективная частота работы видеопамяти нашей карты 1500MHz и это завышенное значение. Маркировка микросхем – HYB18H512321AF-XP (у Palit XP может означать, что частота памяти работает не на паспортных значениях). Чипы выпущены на 52й неделе 2006года.
После установки адаптера в слот и запуска Windows последовал поиск драйверов, в результате чего было найдено два устройства: сам видеоадаптер, а также Bus Driver for High Definition Audio. Последнее, не что иное, как звуковой микшер для вывода звука по HDMI. Для него также имеется драйвер, но его надо устанавливать отдельно.
По умолчанию карта работает на частотах 700/1500MHz. Температурные показатели видеокарты без разгона в пике нагрузки такие:
max t 700;1500
Tgpu min. - 48°C, Tgpu max. - 57°С
Без каких-либо модификаций и замены системы охлаждения разгон по GPU составил 864MHz, а по памяти – 1656MHz. Прибавка в 164MHz по GPU довольно приятное достижение и показатель разгона памяти не обидел. Значения температуры после разгона порадовали и в основном это заслуга тонкого техпроцесса ядра - Tgpu min. - 49°C, Tgpu max. - 60°С.
Разгон и вольтмод карты Palit Radeon HD 2400XT Sonic.
Как обычно, перед тем как приступать к вольтмоду, была заменена система охлаждения. Алюминиевые радиаторы, которые были установлены на блоках памяти, я трогать не стал и оставил всё как есть. В результате значения температуры стали: Tgpu min. - 30°C, Tgpu max. - 38°С, что доказывает малую эффективность стандартного охлаждения, которое отпускается с картой. В конечном итоге всё стало выглядеть так:
В сборе-2400XT
Вольтмод GPU.
На графическое ядро подаётся напряжение 1.22V (в 3D режиме +0.02V), а на память - 2.08V. За напряжение питания GPU отвечает микросхема APW7065. Для поднятия напряжения ядра потребуется переменный резистор на 5-10kОм. Припаиваем переменное сопротивление к ногам 3й и 6й, которые указаны на рисунке, выставив сопротивление резистора на максимум. Занижать сопротивление резистора стоит весьма аккуратно.
Использование карандашного метода на рассматриваемой карте почти исключается, т.к. номинал необходимого резистора равен 166 Ом, а этого недостаточно (резистор R40).
VGPU-2400XT
Мониторинг ведём с плюсовых ног электролитических конденсаторов, указанных на рисунке.
Ниже приведена таблица вольтмода GPU:
Таблица VGPU-2400XT
Разгон карты проходил весьма проблематично, т.к. необходимого софта для этого почти не было. Единственные утилиты, которые могли хоть что-то сделать,- это PowerStrip и AMDGPUClockTool. PowerStrip ограничивал разгон, как чипа, так и памяти возможностями максимального повышения частоты. Только AMDGPUClockTool гарантировала приличный подъём частоты и то, с некоторыми неудобствами. Всё дело в том, что при выставлении частот и нажатии кнопки «Set Clocks» могло произойти зависание компьютера и выручала только кнопка его выключения. Также некоторое неудобство создало тестирование карты, т.к. тесты должны были проводиться с помощью синтетических бенчмарков 3DMark. Но ни одна из версий не хотела запускаться и попросту висла. После чего последовала вылазка в Internet, где была найдена причина и путь решения этой проблемы. Надо было переименовать или удалить файл Direcpll.dll, который находится в папке C:\Windows\System32\Futuremark\Msc\. Это относится к ОС Win XP/Vista. Также можно прописать в ярлыке 3DMark's, в графе "Объект" строку - "-nosysteminfo" (без кавычек). Поверхностное тестирование проводилось с помощью утилиты ATITool v0.27b2.
Вольтмод Mem
Питание для памяти обеспечивает микросхема APW7065. Потребуется переменное сопротивление на 5-10кОм. Припаиваем подстроечный резистор к 3й и 6й ногам стабилизатора.
Использование карандашного метода для вольтмода памяти исключается, по той же причине, что и вольтмод GPU (слишком малый номинал сопротивления необходимого резистора).
VMem-2400
Мониторинг напряжения ведём с плюсовых ног электролитических конденсаторов, указанных на рисунке.
Ниже приведена таблица вольтмода Mem:
Таблица VMem-2400XT
Вольтмод памяти проходил с теми же ограничениями, как и вольтмод GPU. Полезно знать, что заметную прибавку производительности давал именно разгон графического ядра, нежели памяти.
В итоге вольтмода были достигнуты частоты: 1100/1764
Разгон графического ядра более чем порадовал, т.к. не каждый день можно наблюдать значение частоты GPU больше чем 1000MHz!
Тестирование.
Тестирование проходило при следующей конфигурации компьютера:
- Материнская плата – ASUS P5N-E SLI, bios v.0608;
- Процессор – Intel Pentium E2140 @3200MHz (VCore - 1.38V);
- Память – 2x512Mb Hexon PC2-5300 @800MHz (4-4-4-12; 2.1V);
- Видеокарта – LeadTek 8400GS;
- Система охлаждения – сво IceHammer Niagara ;
- Термопаста – АлСил3;
- Блок питания – FSP Optima 550W;
- Система безкорпусная. Температура воздуха в помещении cоставляла +25°С.
Операционная система и драйверы:
- Windows XP Pro Service Pack 2
- DirectX 9.0c (June2007)
- NVIDIA ForceWare v162.15
- Calalyst 7.8 (Без ССС)
Настройки драйвера NVIDIA ForceWare:
- Intellisample Settings: Perfomance
- Trilinear Optimization: Off
- Anisotropic mip filter optimization: Off
- Anisotropic sample filter optimization: Off
- VSync: Always Off
Настройки драйвера Catalyst 7.8 оставались по умолчанию.
Тестирование проводилось с помощью известных бенчмарков:
- 3DMark03 v3.6.0 – 1024x768, NoAA/NoAF
- 3DMark05 v1.2.0 – 1024x768, NoAA/NoAF
- 3DMark06 v1.1.0 – 1280x1024, NoAA/NoAF
И игр:
Condemned: Criminal Origins v1.0, разрешение - 1024х768, максимальное качество графики. Снятие FPS в помещении, насыщенном объектами и светом:
Condemned
The Elder Scrolls IV: Oblivion v1.1.511, разрешение - 1024х768, максимальное качество графики, bloom effects, distant rendering. Снятие FPS в лесистой местности:
Oblivion
Two Worlds v1.10, разрешение - 1024х768, максимальное качество графики. Снятие FPS в плотно населённом городе:
Two Worlds
Замер FPS в играх проводился с помощью утилиты FRAPS v.2.8
Хочу отметить тот факт, что при тестах в 3DMark'ах на начальном этапе происходили необъяснимые явления, а именно,- понижение результатов тестирования, т.е. при первом тестировании на дефолтовых частотах был один результат, а при повторном результат кардинально отличался от предыдущего. Это меня застало врасплох и была произведена повторная вылазка в Internet, где я узнал, что, начиная с версии драйвера Catalyst 7.7 ATI внедрила в возможности драйвера отключение некоторого количества шейдерных процессоров на картах RV6xx, что влечет за собой снижение производительности. По некоторым данным, это было предпринято компанией с целью понижения энергопотребления, но видимо, технология до конца не доработана. Отключение части процессоров GPU можно наблюдать при помощи утилиты RivaTuner (в стартовом окне). Именно поэтому приходилось проводить тестирование карты на некоторое количество раз больше, чем обычно. Также к недостаткам можно отнести сам процесс тестирования, когда в 3Dmark '03, '05 можно было наблюдать кратковременные зависания картинки, что без сомнения могло повлиять на общую производительность.
03
В 3Dmark '03 видно заметное отставание видеокарты от компании Palit. А в разогнанном состоянии LeadTek 8400GS и вовсе оставляет конкурента далеко позади. Также можно подчеркнуть существенную прибавку производительности этой видеокарты после применения вольтмода.
05
В более новом синтетическом пакете Futuremark - 3Dmark '05 невооружённым глазом видно преимущество нового графического ядра от компании AMD (ATI). Возможно, этому поспособствовал предыдущий результат, который равнялся счастливым цифрам 7777 ;) . Также можно заметить, как конкурент в лице GeForce 8400GS начинает догонять «счастливый» Radeon HD 2400XT, но всё это возможно, если применить вольтмод.
06
В самом последнем синтетическом бенчмарке мы видим вполне очевидную картину разгона видеокарт.
Condemned FPS
В игре Condemned: Criminal Origins мы наблюдаем явное превосходство карты от Palit. Но даже после разгона с применением вольтмода, оба адаптера не способны обеспечить играбельный FPS.
Oblivion FPS
В нашумевшей в своё время игре TES4: Oblivion также видно отставание видеокарты от LeadTek. Здесь явно не хватает более производительной видеопамяти, разгон которой, как было сказано ранее, смог бы сыграть не последнюю роль в общем зачёте. Также нельзя не упомянуть о двукратном приросте производительности в игре TES4: Oblivion того же адаптера, но необходимо применение вольтмода.
Two WorldsFPS
В игре Two Worlds заметен проигрыш GeForce 8400GS, но конечно, если проигрышём можно назвать отставание всего лишь в 1 FPS.
В конечном итоге можно сказать, что необходимой производительности для игр ни одна из рассматриваемых сегодня видеокарт не предоставила. Но результаты тестов ясно показывают, что видеокарта за ~65$ способна на многое.
Заключение.
Нельзя не заметить и то, что в сегодняшнем тестировании участвовали самые «мощные» видеокарты, которые имеют 64-битную шину памяти.
В заключении хочу сказать, что во время написания статьи карта №2 заставила меня «поработать». Т.к. с такими недоработанными образцами мне встречаться ещё не приходилось. Хотя по результатам Palit Radeon HD 2400XT Sonic и победитель, но всё же победитель с маленькой буквы и в основном из-за этих самых недоработок. Как уже принято, пожалуй - будем ждать более доработанных драйверов и софта.
Обсудить статью в конференции |
Рейтинг доступен только для пользователей.
Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.
Нет данных для оценки.
|
|
|
Забыли пароль? Запросите новый здесь.
|
· Гостей: 2
· Пользователей: 0
· Всего пользователей: 933
· Новый пользователь: Oliverk48
|
|